?

Log in

No account? Create an account
Некоторые особенности в путешествиях по Крайнему Северу на авто - В поисках края света
nub1an
nub1an
Некоторые особенности в путешествиях по Крайнему Северу на авто
В этом году поступает много вопросов про зимние поездки по северам.
Кто-то знает тему и задает конкретные практические вопросы, а кто-то совсем плохо представляет о чем речь.

Вот одним таким обратившимся гражданам из славной Германии я и написал развернутое письмо об особенностях экспедиций по российскому Крайнему Северу на автомобилях, выдержки из которого решил опубликовать здесь.
Будет теперь на что ссылаться в начале следующей подобной беседы :)



Нужно отметить, что люди спрашивали о возможности проезда в Петропавловск-Камчатский из Анадыря, поэтому в тексте есть немного конкретики.

Первое, что нужно понимать – весь российский Крайний Север – это мало того, что пограничная зона с оформлением соответствующих пропусков в ПУ ФСБ, так он еще и ведомственный.
Это означает, что совсем в глухих местах, там где никогда не было магистральных обслуживаемых зимников, все транспортные пути реализовывают между собой и для себя различные компании, государственные и частные.
Местное население крайне малочисленно и малоактивно (на ВСЕЙ Чукотке живет около 50 тыс.человек, из них 13 тыс. в Анадыре), большинство живет около предприятий по добыче полезных ископаемых, живут за счет этих предприятий и не имеют возможности самостоятельно обслуживать свои зимники.
Все эти предприятия что-то добывают, нефть, газ, минералы, золото, олово и пр.
Более того, эти предприятия порой вообще закрывают доступ в регион без специальных пропусков. Например, Лукойл в Ямало-Ненецком АО или Газпром и Роснефть на Ямале.

На Чукотке действуют в основном золотодобывающие артели. Они пока не закрывают доступ посторонним, но вот получить информацию где, как, какого качества прокладываются зимники очень тяжело.
Информация эта крайне важна, ибо в прошлом году артель ездила своим транспортом между своими шахтами вот так, а в этом году она так не ездит или делает зимник в соответствии со своими нуждами например, тупиковым. Такое встречается сплошь и рядом.
Более того, наш опыт подсказывает, что подавляющее большинство «местных» информацией о зимниках и возможностях проезда не обладают в принципе, хотя и считают что всё знают, потому что живут там.
В реальности такой информацией обладают буквально считанные люди на местах «на земле» (в артелях, в дорожных управлениях и пр.) и к ним нужно найти выход и убедить их вам это рассказать. Это непросто.

От Певека в сторону Эгвекинота (два крупных порта в регионе) в принципе так или иначе есть транспортный путь. В прошлом году он шел через крупное месторождение золота Валунистый напрямую, а в этом по берегу океана через мыс Шмидта. Это совершенно разные направления.
Какие есть поселки на этом пути, где производится добыча, где можно найти топливо, где можно рассчитывать на помещение для ремонта, где стоят базы дорожников – всю эту информацию очень непросто найти.
Чтобы просто достать карты со всеми актуальными местами обитания человека, придется проделать большую работу – в интернете в свободном доступе вы такой карты просто не найдете.
Например, долганский поселок Попигай на ВСЕХ известных картах располагается не там где он есть на самом деле, а с погрешностью, на секундочку, километров в 200. Учитывая, что единственный поселок на 500-километровом пути из Якутии в Хатангу, то не зная о его местонахождении, можно круто попасть.

Если вы собираетесь передвигаться не только внутри большого города или поселка, то большой проблемой на Крайнем Севере является топливо.
Привычных заправок здесь нет ни в каком виде. Иногда это бочка у шахты, иногда это розовая солярка в котельной маленькой деревни у чукчей. Нужно знать где это, чтобы рассчитывать запас топлива.
Например, на Таймыре после года тяжелой подготовки мы выяснили, что на участке в 500 км нет абсолютно ничего, ни топлива, ни жилья, ни шахт, ни вахтовых поселков, НИЧЕГО. Лишь ледяная пустыня. Не было ни зимника, не было даже колеи, просто целина. И мы бились, порой дневной пробег составлял 20 км. Расход был примерно 100л/100км, пришлось заранее (еще летом) искать и с трудом договариваться с единственным местным водителем-долганом на КАМАЗе-Сайгаке о сопровождении с топливом в бочках.
Таких ньюансов много.

О зимниках.
Что вы знаете о них?
Зимник бывает не только чищенной красивой ледяной дорогой, каким его представляет большинство. И даже не просто набитой многими грузовиками колеей видной до горизонта, часто это просто направление, лишь изредка читаемое и часто теряемое. Например вот, это Чукотка и таких впереди 200 км.
Ведро на вешке обозначает поворот, чтобы было понятно хотя бы направление после пурги.



О пурге. Насколько вы понимаете что это?
Пурга на Крайнем севере зимой – регулярное явление, обычное дело. Вы обязательно в нее попадете.
Пурга завораживает, внизу дует страшный ветер видимость может быть не больше 1 м, а наверху видно звезды.
Порой дуть может очень сильно – запросто 30 м/с. Это такой силы ветер, когда на ногах сможете с трудом или вообще не сможете. Нужно понимать, что при этом за бортом может быть и –30ºС и при таком ветре ощущаемая температура будет около –80ºC. Одежды выдержать такое еще не изобретено.
Такая пурга может продолжаться день, а может быть не переставая и неделю запросто.
Ехать в таких условиях нельзя, ничего не видно, опасно даже отходить далеко от машины, можно не найти путь обратно.
Вы готовы к пурге? Одежда? Спальные места в авто? Приготовление пищи в авто? Сама машина? В пургу через любые уплотнители снег набивается буквально везде. Встанете в плохом месте, машину полностью заметет по крышу за несколько часов, примеров масса:





Пурга заметает любую дорогу за час. После этого пустыня куда не посмотри. Ни колеи, ни даже направления.

Вы готовы к тому, что на побережье океана спокойно гуляют сотни белых медведей? Не знаю как в кино, знаю как обстоит дело на самом деле.
800-900 кг чистого веса, до 4-5 м высотой когда стоит. Этот зверь может запросто вспороть ваш авто одним движением.
В отличии от небольшого бурого медведя белый вполне себе охотится на человека. В поселениях на чукотском берегу погибают люди ежегодно. Кого-то он просто ломает, а кого-то утаскивает на лед в океан и успевает обглодать до того как спохватятся охотники.
Как вы предполагаете ночевать на берегу океана?

Эгвекинот–Анадырь есть гусеничная вездеходная колея, в хорошую погоду её видно. Т.е. тут ездят только вездеходы, не ходит в принципе даже грузовая колесная техника типа «Урал». Вездеходы вот такие, военная техника:



При плохой погоде лишь этот участок в 200 км можно колесами проходить неделю.

От Анадыря на Петропавловск-Камчатский проезда нет. Никакого, ни колеи, ни направления, ни даже гусеничных вездеходов.
Здесь никто и никогда не ездил. Ни на чем. Ни местных, ни службы спасения, ни ведомственный транспорт. Никого.
Это две абсолютно независимых административных единицы – Чукотка и Камчатка. У них почти нет никаких хозяйственных отношений. Нет и грузопотока. Нет грузопотока – нет никаких траспортных сухопутных связей.
На этом участке нет добычи полезных ископаемых, практически нет жилья. А там где есть жилье, то туда завозят всё летом по реке и зимой вертолетом. Нет топлива, любой форс-мажор приведет к трагическим последствиям.

Проезд из Анадыря в Петропавловск-Камчатский на колесах представляется весьма непростым даже местным полевым геологам на соответствующей гусеничной технике и при соответствующем опыте и знаниях.

Я не пытаюсь вас запугать, я лишь пытаюсь отнестись к вашим планам со всей ответственностью и разумностью.
Север в России не терпит ошибок.

Вспоминаем широко разрекламированную экспедицию итальянцев на Iveco в 2008-м, они планировали проехать чуть ли не по всему побережью Северного-ледовитого, а не смогли даже пересечь Урал. Абсолютное незнание того куда собираются ехать. Сайт у них был http://www.oltre.mobi, но они там удалили уже всё, видимо чтобы не позориться.
Вспоминаем и про Матиаса Эшке на Jeep Wrangler, который при многочисленных ошибках в подготовке шел из Певека к Беринговому проливу 2 (два!) года.

Подумайте. И удачи.

Вот такое письмо.
В ответе я получил только одну строчку:
Kokoi imeno utshastok neprochodim i potshemu?

Ох уж эти буржуины :)

Метки: , ,

78 комментариев или Оставить комментарий
Comments
Страница 1 из 3
[1] [2] [3]
slavainua From: slavainua Date: Ноябрь, 22, 2012 11:41 (UTC) (Ссылка)
Завораживает. Отчетливо понимаю, что не готов ни к одному перечисленному пункту даже теоретически)
usefff From: usefff Date: Ноябрь, 22, 2012 11:47 (UTC) (Ссылка)
Письмо клевое, но мне кажется немного переборщил со стилем: "Вы готовы? Вот и нефиг никуда соваться!"
Вместо пугалок, лучше бы рассказали о подготовке к этим страшилкам.
У вас же машины не замело пургой, вот и расскажите почему.
wordsmsdnua From: wordsmsdnua Date: Ноябрь, 22, 2012 12:18 (UTC) (Ссылка)
Нормальный стиль.

Есть вещи которые не расскажешь, их надо показывать, и то не факт что поймут.

Не занесло потому что по хитрому выбирали место где стать, в разных условиях очевидно это будет разное место, и общего алгоритма на пальцах не выйдет.
prohorov From: prohorov Date: Ноябрь, 22, 2012 11:49 (UTC) (Ссылка)
Я так понял, на Фокусе не проеду?
dyomkin From: dyomkin Date: Ноябрь, 22, 2012 11:51 (UTC) (Ссылка)
Не-не, надо не так. Я понял, что на фокусе не проеду, я купил УАЗ. Как его подготовить? :)
3apiski From: 3apiski Date: Ноябрь, 22, 2012 11:50 (UTC) (Ссылка)
а чот со стороны так легко и просто все выглядит (: собрались, сели, поехали.. (:
(Удалённый комментарий)
tork73 From: tork73 Date: Ноябрь, 22, 2012 11:59 (UTC) (Ссылка)
Да. Сильно. Стекла в машинах наверняка двойные делали?
From: tfon3213 Date: Ноябрь, 22, 2012 12:19 (UTC) (Ссылка)
стекла у них обычные, но закрыты фольгированной пенкой, продается на любом строй рынке, насколько я знаю.
savagepumpkin From: savagepumpkin Date: Ноябрь, 22, 2012 12:08 (UTC) (Ссылка)
знакомо ! У меня тут знакомый итальянец удивлялся что в 200 км от Москвы нет дорог но есть леса !
second_ju From: second_ju Date: Ноябрь, 22, 2012 12:48 (UTC) (Ссылка)
Вспоминаются слова одного француза, которого знакомые решили свозить на дачу в Псковскую область: "Это что, уже Сибирь началась?"
(Удалённый комментарий)
pavelusa From: pavelusa Date: Ноябрь, 23, 2012 03:18 (UTC) (Ссылка)

Просто для информации насчет кириллицы


Да даже и не обязательно настраивать кириллицу на том же немецком компьютере - можно на Виртуальной в Интернете писать, причем с клавиатуры, а не мышкой.
Например:
http://porusski.net

:)
maxxk From: maxxk Date: Ноябрь, 22, 2012 12:14 (UTC) (Ссылка)
со всем согласен, хочу дополнить.
в обозримый исторический период (последние 20 лет) было всего 2 успешных перехода по маршруту Камчатка - Магадан:

1. камчатский клуб "Квадратное колесо" прошёл из П-Камчатского до Владивостока в 2009 году. удалось сделать это лишь с третей попытки при очень серьёзной подготовке и поддержке экспедиции, в дороге провели 3 месяца.
http://news.drom.ru/12566.html

2. в 2011 году ответный визит нанесли магаданцы из клуба Nord Trophy. дорога Магадан-П-Камчатский заняла месяц.
http://www.nord-trophy.ru/forum/index.php?board=15.0

несмотря на то, что географически Камчатка это полуостров, в связи с отсутствием дорог, поездов и морского пассажирского сообщения мы фактически живём на острове.
nub1an From: nub1an Date: Ноябрь, 22, 2012 12:32 (UTC) (Ссылка)
Это всё понятно и давно известно, да. Мы уже встречались с участниками из Магадана и слушали рассказы вживую. По сравнению с этими людьми мы просто дети :)
Но тут речь шла совсем не об этом, будьте внимательнее.
ilya_abramov_84 From: ilya_abramov_84 Date: Ноябрь, 22, 2012 12:15 (UTC) (Ссылка)
Участок от Анадыря до Эссо (Камчатка) проезжался и проезжается на собачьих упряжках! Так и передайте буржуинам!
vladimir_golev From: vladimir_golev Date: Январь, 21, 2014 10:34 (UTC) (Ссылка)
Дык это надо грибы специальные. Отчасти шучу, но старая корячка говорила, что чтобы большие расстояния проходить, отец ел грибы. Хотя у них там грибы на разные случаи жизни были, на праздники одни грибы, на большой переход другие.
v_y_n From: v_y_n Date: Ноябрь, 22, 2012 12:28 (UTC) (Ссылка)
Ну вот а мы по вашему маршруту на Нивах собирались стоковых ехать. Думаете не проедем?
wordsmsdnua From: wordsmsdnua Date: Ноябрь, 22, 2012 12:43 (UTC) (Ссылка)
На нивах слишком просто, на великах надо.
rcoma From: rcoma Date: Ноябрь, 22, 2012 12:30 (UTC) (Ссылка)
вы просто не на том ездили - надо было на санях с оленями.
supinatr From: supinatr Date: Ноябрь, 22, 2012 12:43 (UTC) (Ссылка)
Чего-то Вы с белыми медведями напутали. Раза этак в три. Вес самца - 200-250 кг, рост - до 2.5 метра. А пять метров - это Йорек Бирнисон, но это уже из другой сказки. 8-)))
wordsmsdnua From: wordsmsdnua Date: Ноябрь, 22, 2012 12:45 (UTC) (Ссылка)
Это он в книжке такой, а когда перед тобой стоит, то весит 900 кило и высотой метра 4 не меньше!!!
slava_zz From: slava_zz Date: Ноябрь, 22, 2012 13:25 (UTC) (Ссылка)
ты все что мог- сказал.Vies i poyomuchto!
Пусть едут, клоуны
до Марково дойдут- если не заметет- там продадут машины :)
Матиас свои оставил в Уэлене

Edited at 2012-11-22 13:34 (UTC)
tolyas83 From: tolyas83 Date: Ноябрь, 22, 2012 13:35 (UTC) (Ссылка)

Ммм ... опечатка?

В самом начале:
"...в тексте есть НЕ МНОГО конкретики.."

Не знаю как немцы в рунете, но при так себе английском и среднем немецком, в их интернете я не мог сходу найти нужные мне отчеты с треками. Потребовалось время, прежде чем я вышел на форум, где мне дали ссылки на несколько других форумов, где я смог найти отчеты и треки по конкретным маршрутам и задавать конкретные вопросы.
78 комментариев или Оставить комментарий
Страница 1 из 3
[1] [2] [3]