?

Log in

No account? Create an account
Узбекистан, небольшой отчет, часть первая. - В поисках края света
nub1an
nub1an
Узбекистан, небольшой отчет, часть первая.
На майские праздники традиционно встает вопрос куда бы съездить на авто?
Вариантов не так и много.
На севере еще холодно, а выходные надо использовать :)
Народ в основном ездит в Крым, Карпаты, на Кавказ и Мангышлак.
На Мангышлаке мы уже бывали, сильно понравилось, вот и решили продолжить в том же духе.
Итак, Узбекистан.



Дно Аральского моря, обрывы плато Устюрт, пустыня Кызылкум и конечно же незабываемая архитектура Великого шелкового пути.

Одним махом пролетаем границы и великолепные трассы Западного Казахстана и вот мы уже у подножья Устюрта.
Здесь плато обрывается вниз на сотню метров, образуя берег Аральского моря.



Точнее бывшего Аральского моря. Теперь воды здесь нет.
Мы едем много километров вдоль обрыва, наблюдая одну и ту же картину – оголенное дно когда-то большого, четвертого по величине озера мира.



Еще в 60-е годы оно было полноводным, ежегодно вылавливали десятки тысяч тонн рыбы, на берегах работали пять рыбозаводов и несколько портов.
Ну а потом началось масштабное строительство оросительных каналов от рек питающих озеро. Это и определило его судьбу.



Так вода и уходила, метр за метром, оставляя за собой лишь ил, соль, да сельскохозяйственные ядохимикаты, которые годами попадали в море с орошаемых полей.



Наконец появилась возможность съехать с плато на дно к остаткам воды.
Устюрт падает обрывами, нам туда.



Где-то в низинках вода оставалась, но всё равно потом испарялась.



На дне этого озерца лишь белая пыль.



Под ногами ил, когда-то уровень воды здесь был в 20 метрах над головой.



Вот он, текущий берег моря.
У воды лежит военный понтон. В советские времена неподалеку отсюда была биохимическая лаборатория, проводились испытания биологического оружия.



К полигону мы не поехали, встали на ночевку на бывшем берегу.
Вид удручающий, но и одновременно впечатляющий.



Тут мы встретили группу «Врачей без границ», которые приехали на выходные на пикник.
Чехи, индусы, итальянцы и т.д., работают в Нукусе, помогают местной медицине.
Пообщались у костра и на утро двинулись вглубь моря, на дно, попутно объезжая многочисленных черепах.



Дно Аральского моря сейчас выглядит так.



Редкие кустики саксаула и ил. Больше здесь ничего нет.
Теперь это не море и не дно, это пустыня Аралкум.



Ровная как стол поверхность, быстро едем, пылим и на повороте влетаем в воду.



Оказывается родники. Шины мгновенно замыливаются, пытаемся искать объезд, но вода везде.
Видим вдали вышку, подъезжаем, это буровая, добывают газ.
Всё дно Южного Арала в скважинах, их здесь более ста.



Газовики быстро подсказывают направление и вот мы на асфальте.
Впереди начинает дуть, видимость падает.



Песок повсюду, куда ехать не всегда ясно, сильно похоже на пургу.
В песчаную бурю я попадаю первый раз, пытаюсь выйти на улицу, но глаза мгновенно забиваются песком.



Теперь такие бури здесь не редкость.
Мелкую пыль выносит проходящий над пустыней мощный воздушный поток далеко за пределы Центральной Азии.
Токсичные вещества из Аралкума были найдены в крови пингвинов в Антарктиде, на ледниках Гренладиии и в норвежских лесах.

NASA часто снимает со своих спутников такие бури.



Ну а у нас ветер быстро стихает и мы въезжаем в бывший город-порт Муйнак.



Теперь здесь повсюду песок.



А еще Муйнак известен своими кораблями, которые лежат прямо на земле.
До остатков воды отсюда не один десяток километров.



И хотя, говорят, их сюда притащили специально в туристических целях, выглядит всё равно впечатляюще.



Чем еще известен Узбекистан помимо Аральского моря?
Конечно древними городами.
Первой на нашем пути была Хива́ – столица древнего царства Хорезм.



Гостиница прямо в крепости Ичан-кала за $35 и мы пошли гулять по улочкам города.



Здесь всё сконцентрированно в одном месте и кажется нетронутым много лет.



Знаменитый минарет Кальта-Минар.
Был задуман как самый большой на мусульманском Востоке.
По плану высота минарета была 70-80 метров, но строительство остановилось на высоте 29 м.



Легенда говорит, что эмир Бухары, узнав о строительстве уникального минарета в Хиве, захотел построить такой же в Бухаре, и договорился с мастером, что он сделает это, как только закончит работу в Хиве.
Хивинский хан, узнав об этом, отдал приказ убить мастера сразу после того, как он закончит строительство.
Дошла эта новость и до мастера, и он сбежал, оставив минарет незаконченным.

Классический вид – западные ворота Ата-дарваза и минарет Кальта-Минар.



Вообще, тут хочется фотографировать буквально всё.
И стены крепости, которым уже почти 1500 лет.



И местных жителей, которые как всегда приветливы и дружелюбны.



И культовый центр – мемориал Пахлаван-Махмуда, с захоронениями 14 века.



И уникальную тысячелетнюю мечеть Джума, в которой нет ни куполов, ни галерей, ни внутреннего двора, а лишь большой зал и 213 деревянных колонн.



Рассказать полноценно о Хиве невозможно, да и не нужно, наверное.
Туда надо просто поехать и посмотреть всё своими глазами, оно того стоит.

Продолжение во второй части.

Метки: ,

42 комментария или Оставить комментарий
Comments
Страница 1 из 2
[1] [2]
xotab_81 From: xotab_81 Date: Июнь, 6, 2011 04:33 (UTC) (Ссылка)
Ох как я ждал!:)

Очень красиво и интересно!
oo_o_oo From: oo_o_oo Date: Июнь, 6, 2011 04:37 (UTC) (Ссылка)
главная проблема в том что каналы от рек Арала вырыты в песке и на фильтрацию с испарением теряется до 90% воды
ooxus From: ooxus Date: Июнь, 6, 2011 04:49 (UTC) (Ссылка)
пингвинов жалко
iyurik From: iyurik Date: Июнь, 6, 2011 04:53 (UTC) (Ссылка)
КРАСОТА!!!
mishbanych From: mishbanych Date: Июнь, 6, 2011 05:09 (UTC) (Ссылка)
Отлично! Жаль Арал, но хоть останется северный кусочек.
(Удалённый комментарий)
geostereometria From: geostereometria Date: Июнь, 7, 2011 11:16 (UTC) (Ссылка)
да, стены мне тоже больше всего понравились :)
arkrist From: arkrist Date: Июнь, 6, 2011 05:26 (UTC) (Ссылка)
Рахмати калон:)
note_by_tirana From: note_by_tirana Date: Июнь, 6, 2011 06:08 (UTC) (Ссылка)
а тяжело постоянно ездить на дальнии расстояния на авто?
nub1an From: nub1an Date: Июнь, 6, 2011 16:22 (UTC) (Ссылка)
невороятно, мучаемся :)
yaker From: yaker Date: Июнь, 6, 2011 06:09 (UTC) (Ссылка)
А мы до Хивы на своем легковом транспорте так и не доехали. Туда даже местные таксисты везти отказывались за любые деньги — говорили, что дорога совсем разбита. Жаль — судя по фото, интересный город.
ular76 From: ular76 Date: Июнь, 6, 2011 07:15 (UTC) (Ссылка)
спасибо. мне посчастливилось видеть Арал в полной красе. "скоро" он снова начнёт наполняться. интересные фото. чисто и красиво.
From: 2lm Date: Июнь, 6, 2011 08:41 (UTC) (Ссылка)
Наполняться? А расскажите, пожалуйста, где вы об этом читали? Я несколько лет назад читала статью о судьбе Арала, где было написано, что "отыграть назад" хоть немного уже нереально, слишком много яда на бывшем дне... И это невыразимо грустно - пережить море( Буду благодарна за лучик надежды на его выживание.
ammateur From: ammateur Date: Июнь, 6, 2011 07:34 (UTC) (Ссылка)
спасибо!
rysia From: rysia Date: Июнь, 6, 2011 09:03 (UTC) (Ссылка)
Ну наконец-то... спасибо...
а трек, как вы ехали можно увидеть, нас прямо от Москвы интересует...
и еще у меня муж очень увлекается.... в общем его интересует в поездке в Узбекистан... кухня местная, посуда, чай, специи... будет что-то об этом?
protchenkov From: protchenkov Date: Июнь, 6, 2011 10:34 (UTC) (Ссылка)
Если интересно можете у меня почитать по тегу Узбекистан. Только вчера из Хивы/Ургенча приехал.
mishchuk From: mishchuk Date: Июнь, 6, 2011 09:46 (UTC) (Ссылка)
история строительства минарета впечатлила
klimovs_travels From: klimovs_travels Date: Июнь, 6, 2011 10:20 (UTC) (Ссылка)
Очень впечатляет.

Я один раз в астраханской области попал в пылевую бурю, думал краски с правого борта не досчитаюсь - отпескоструит :)

Все-таки были новые люди в команде?
august_sennor From: august_sennor Date: Июнь, 6, 2011 10:29 (UTC) (Ссылка)
Спасибо за отличный репортаж! Можно попросить хайрез (1920х1080) обоих фото с кораблями?
42 комментария или Оставить комментарий
Страница 1 из 2
[1] [2]