?

Log in

Байкальское кольцо - В поисках края света
nub1an
nub1an
Байкальское кольцо
Как известно, дорог около Байкала немного. Это дикие и впечатляющие места, но в основном не для проезда на автомобилях.
Мы же хотели проехать вокруг Байкала именно на машине.
И если до Нового Уояна на севере и Улюнхана на юге подходят вполне себе проезжие грунтовки, то между ними уже можно сказать ничего и нет.
Вернее всё-таки есть. Старая дорога, которая была проложена еще во времена строительства БАМа в 1975 году.
После окончания строительства потребность в ней отпала. Ёе еще пытались использовать какое-то время для нужд местного населения, но природа забирала своё.
Постепенно дорога превратилась в направление и стала обрастать легендами...
Вот здесь нам и предстояло пройти.



Итак, север Забайкалья, Баргузинский хребет, мощные горные реки, громадные камни и осенние краски непроходимой тайги.

Заходить решено было с севера, через Братск.
Лил дождь, но Братскую ГЭС мы всё-таки посмотрели.
Высота 120 метров, впечатляет, но не как Саяно-Шушенская, конечно.



Сносная дорога идет до Усть-Кута. Именно здесь оканчиваются маршруты дальнобойщиков.
Дальше - уже убитый грейдер.
Усть-Кут, место впадения речки Кута в Лену. Здесь я впервые переехал одну из великих рек Сибири.
Вообще, здешние поселки и их история - это отдельная тема.



Но нам нужно дальше. Продолжает идти ливень. Если так пойдет дело, мы не проедем и 10 км по зимнику.
Вода поднимается от малейшего дождика и шансы проехать сводятся к нулю.
Вот так мы и мчали по грейдеру вперед, в облака.



По дороге заезжаем посмотреть на мост БАМа через Кунерму.
После того как здесь пробили Байкальский тоннель, мост забросили.
Вот так он и стоит, еще хорошо сохранившийся, не смотря на сейсмоактивность в 8-9 баллов.
Умели строить.



А на утро мы уже были в начале зимника.
Предстояло пройти самый сложный участок - реку Срамная.
Камни, вода и еще раз камни.



История этой дороги такова.
В середине 70-х годов стройка БАМа как раз проходила на севере Байкала. Зимой 1975 года ледовая дорога по озеру подвела, лед был недостаточно крепким.
Решено было строить временную дорогу. Основная цель - перевезти массу грузов до перевалочной базы - Уояна. Оттуда они шли на будущую магистраль и каскады врезавшихся тогда тоннелей.
Тогда проектировщики предложили четыре варианта трассы автодороги Тазы-Уоян, но нужно было выбрать самый оптимальный и с наименьшими затратами.
После тщательного обсуждения выбрали самый короткий, наиболее приемлемый вариант - Баргузинский.
Эта автотрасса пролегла в горном, вечномерзлотном краю со сложным рельефом: серпантином подъемов, обходами крутобоких увалов и отрогов, многочисленными горными реками с обрывистыми берегами.
В конце декабря там обычно начинают появляться наледи, изрядно потрепавшие нервы строителям-первопроходцам...

Мы ехали и не представляли себе как можно было за несколько месяцев в суровейших зимних условиях Забайкалья, среди гор и тайги проложить дорогу, по которой в дальнейшем проезжало по 70-80 грузовиков день?



Но время дает о себе знать. Реки здесь способны размыть что угодно.



Порой прижимы кое-где еще сохранились.



Где-то же приходилось буквально пробиваться.
Сложно даже представить себе эту реку во время паводка, способную с легкостью вырывать такие деревья и ворочать камни в несколько тонн.



Порой неясно было, то ли русло вот оно рядом, то ли ты едешь прямо по нему.



Но вот вершина перевала. Тут Срамная уже совсем не срамная.
Вокруг снежные шапки гор, прохладно, буйство красок.



Кое-где еще висят знаки. Знаки того самого зимника.
Сюрреалистическое зрелище.



Мы в долине реки Светлая. Она действительно светлая - спокойная и прозрачная вода.



Снова брод. Ходим, смотрим, намечаем траекторию.



А потом проводка. Буквально по сантиметру. Не всегда с берега видно какой камень ждет на глубине.



Не на глубине местами тоже было хорошо.
Объясняем как проходить, следующему экипажу уже легче.



И вот оперативный простор.
С одной стороны каменные оползни, с другой горные склоны в лиственницах.
Здесь мы встаем дневкой. Холодно, зато хариус вполне ловится.
Вокруг на пару сотен километров ни души.



Ночью уже устойчивый минус, мы на высоте примерно в 1000 м.
Осень в разгаре.



Иногда нам попадались серьезные мосты.
Прямо в тайге. Без каких либо подъездов и съездов с них.
Видимо их привезли сюда вертолетом, хотели укреплять дорогу, но в итоге они так и остались здесь навсегда.



Проезжаем крепкие, грубые домики из лиственницы - это зимовье.
Охотникам и промысловикам где-то нужно пережидать непогоду и согреваться, вокруг никакого жилья нет.



Небольшие озера.
Вполне вероятно, что зимой они промерзают до дна - здесь нередки морозы под -50.



А вот и единственный сохранившийся километровый столб.
Именно из-за него дорогу и прозвали "110-й зимник".



Взбираемся на перевал, высота 1500 метров.
Где-то впереди река Баргузин.





Баргузин сейчас неглубокий, с водой нам повезло.
Но траекторию приходилось всё-таки выбирать.



Снова долина. Это уже заповедник.
Медведи, изюбри, росомахи... говорят совсем непуганные здесь.



Ну а впереди уже недалеко была цивилизация.
Встречаем последнее зимовье...



Проезжаем последний брод через Баргузин.
Совсем не глубоко, но чувствуется напор.
Здесь после долгих дождей машина просто всплывает и её сносит по течению...



... впереди была живописная Баргузинская долина...



... были буддийские храмы...



... был и Байкал. Но это уже совсем другая и всем известная история.
Мне же Байкал запомнится этой дорогой, суровыми, глухими и потрясающе красивыми местами.
Всё-таки у нас великая страна, жаль мы часто не понимаем этого.



Информации об этой дороге в рунете немного, вот собственно и всё, что удалось найти.
Остальное - лишь вольные перепечатки этого текста.

Видео о прохождении 110-го зимника от ashotog смотрим на YouTube.
Трек поездки можно взять тут.

Другие мои отчеты как всегда живут здесь.

Метки: , ,

94 комментария или Оставить комментарий
Comments
Страница 1 из 4
[1] [2] [3] [4]
mozgwin From: mozgwin Date: Сентябрь, 22, 2010 05:36 (UTC) (Ссылка)
просто мегаофигенные места...
frederick_taer From: frederick_taer Date: Сентябрь, 22, 2010 05:37 (UTC) (Ссылка)
Красота.
Сколько штук наснимал?
nub1an From: nub1an Date: Сентябрь, 22, 2010 05:53 (UTC) (Ссылка)
250 кадров - очень много на этот раз :)
From: salick Date: Сентябрь, 22, 2010 05:38 (UTC) (Ссылка)
Очень красивые места. А при съезде на зимник и въезде в заповедник были какие-нибудь предупреждающие/запрещающие знаки?
nub1an From: nub1an Date: Сентябрь, 22, 2010 05:53 (UTC) (Ссылка)
при въезде на территорию заповедника были.
ak_ally From: ak_ally Date: Сентябрь, 22, 2010 05:42 (UTC) (Ссылка)
Молодцы!!! Отличные фото! Отличное путешествие! Красивые места, грамотно прошли.
ghost82 From: ghost82 Date: Сентябрь, 22, 2010 05:44 (UTC) (Ссылка)
просто нереальные виды
bothman From: bothman Date: Сентябрь, 22, 2010 05:45 (UTC) (Ссылка)
Дааа красотища!!! понравились ваши палатки на крышах авто, если можно поподробней о них.
nora_kr From: nora_kr Date: Сентябрь, 22, 2010 05:48 (UTC) (Ссылка)
Прекрасные фото!

P.S. Автор пары абзацев, выдернутых из статьи, был не очень доволен, что текст просто скопирован, но не указано, что он чужой.
nub1an From: nub1an Date: Сентябрь, 22, 2010 05:55 (UTC) (Ссылка)
текст взят с геокешинга. авторство мне неизвестно.
zizis From: zizis Date: Сентябрь, 22, 2010 05:53 (UTC) (Ссылка)
Красота-то какая! А еще фото?
kure From: kure Date: Сентябрь, 22, 2010 05:54 (UTC) (Ссылка)
как всегда отлично, спасибо за фотографии и трек, очень наглядно...
машинки не ломались по дороге?
soberstork From: soberstork Date: Сентябрь, 22, 2010 05:55 (UTC) (Ссылка)
Здоровски!
mishchuk From: mishchuk Date: Сентябрь, 22, 2010 06:09 (UTC) (Ссылка)
нет слов как красиво
gotli From: gotli Date: Сентябрь, 22, 2010 06:15 (UTC) (Ссылка)
спасибо, очень интересно!
aramis7 From: aramis7 Date: Сентябрь, 22, 2010 06:28 (UTC) (Ссылка)
интересные и красивые приключения)
arlanda From: arlanda Date: Сентябрь, 22, 2010 06:28 (UTC) (Ссылка)
У вас в этом году потрясающие путешествия, и по масштабу и по содержанию. Как здорово что все удалось! Как хочется тоже это когда-нибудь увидеть:)
antonukhanov From: antonukhanov Date: Сентябрь, 22, 2010 06:36 (UTC) (Ссылка)
Видео посмотрел уже с прошлого поста. Но фотографии... Боже, как красиво!
Вам можно только позавидовать!
se16 From: se16 Date: Сентябрь, 22, 2010 06:40 (UTC) (Ссылка)
Илья, бесподобно! Спасибо!
evg794 From: evg794 Date: Сентябрь, 22, 2010 06:41 (UTC) (Ссылка)
Срамная внушает!
Как же жалею, что так и не смог выбраться...
From: gromitch Date: Сентябрь, 22, 2010 06:43 (UTC) (Ссылка)
Спасибо, очень познавательно! Красиво там!
beardedguru From: beardedguru Date: Сентябрь, 22, 2010 06:45 (UTC) (Ссылка)
Серьезное путешествие. Уважаю. Спасибо за фото.

P.S. Машины серьезно подготовлены. Можно где-то найти инфу, как готовили машины, что брали с собой и т.д.?
donna_laura From: donna_laura Date: Сентябрь, 22, 2010 06:46 (UTC) (Ссылка)
В голове не укладывается, что можно проехать по такой "дороге"!!
Но судя по фото, оно того стоило!!

Спасибо за замечательный рассказ/показ!
ipilgrim From: ipilgrim Date: Сентябрь, 22, 2010 06:57 (UTC) (Ссылка)
Потрясная природа и виды.
спасибо!
maavpa From: maavpa Date: Сентябрь, 22, 2010 06:58 (UTC) (Ссылка)
Cумасойти!!!!большое спасибо за ваши интерестнейшие посты и все эти невероятные места в которых вы побывали!!
geostereometria From: geostereometria Date: Сентябрь, 22, 2010 07:08 (UTC) (Ссылка)
сначала видео, а теперь еще и твои фотографии..
никогда себе не прощу, что пропустил такое!

Спасибо, Илья!
spyn From: spyn Date: Сентябрь, 26, 2010 18:35 (UTC) (Ссылка)
Леша, не тока ты туда еще не добрался ;)
la_amazonka From: la_amazonka Date: Сентябрь, 22, 2010 07:14 (UTC) (Ссылка)
На фотографии с перевалом, где Срамная уже не срамная, меня долго глючило "почему на фотке облака движутся". Потом дошло, что просто живительно красиво, потому и кажется. А на фотке с озером, озеро действительно... эммм... прямоугольной формы или тоже сюр? А если прямоугольное, то значит рукотворное?
klexx From: klexx Date: Сентябрь, 22, 2010 07:22 (UTC) (Ссылка)
Спасибо!)
94 комментария или Оставить комментарий
Страница 1 из 4
[1] [2] [3] [4]